«Среда – третий педагог»
Зал сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От того, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий сенсорной интеграцией. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.
Структурированное обучение
Местоположение. Структурированное пространство необходимо во всех помещениях, в которых аутичный ученик проводит время, включая классы, игровые площадки, мастерские, спальни, коридоры, раздевалки/комнаты хранения.
Дизайн. Четкие визуальные и материальные границы: мебель в классе (книжные шкафы, панели, полки, столы, коврики, разделяющие перегородки) должна быть расставлена таким образом, чтобы обозначить наличие нескольких зон с разным назначением. Для визуального обозначения границ можно использовать разные по цвету напольные покрытия или цветную клейкую ленту для пола. Как правило, дети с аутизмом не сегментируют пространство интуитивно, как это делают нейротипичные дети.
Основные зоны группы:
Зона отдыха и двигательных игр |
Зона занятий |
Зона сна |
Зона перехода |
|
|
|
|
Визуальное расписание
Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с РАС трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти. Визуальная поддержка широко применяется при коррекционной работе по развитию способностей к коммуникации, помогая ребенку как воспринимать сообщения, так и продуцировать их с помощью наглядных средств. Следует отметить, что средства визуальной поддержки эффективны не только в отношении освоения различных навыков, но и в редукции психологического напряжения и тревожности, обусловленных трудностями понимания контекста социальных ситуаций. Одним из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки в работе с детьми с РАС является визуальное расписание.
Виды визуального расписания, которые мы ежедневно используем:
Расписание дня - находится на доске в центе группы. Каждая смена деятельности группы происходит с использованием этого расписания. |
|
Расписание порядка действий – использование этого вида расписания помогает освоить ребёнку последовательность действий, мы помогаем проделывать ребенку порядок действий, изображённых на картинке, и проговариваем их. |
|
Малое расписание - используется для формирования причинно-следственной связи, и коррекции поведения. Как правило, на квадрат СНАЧАЛА выставляется деятельность, которую необходимо выполнить, но ребенку она неприятна, а на квадрат ПОТОМ действие, которое ребенку приятно. |
|
Индивидуальное расписание - как правило используется в индивидуальных занятиях. Но для коррекции поведения также используется в группе. Нередко, совмещено с концепцией времени. |